От общения посредством устного слова зависит многое. Если влюбленный не знает, что сказать, предмет его обожания никогда не догадается об искренних, но не высказанных чувствах. Если соискатель на вакантное место косноязычен, какими бы совершенными качествами он ни обладал, работодатель может никогда не узнать об этом. Неправильное или не вовремя сказанное слово способно разрушить многое, будь то человеческие чувства, карьера и даже политические отношения.
Правила ведения беседы существуют с давних времен. Законодателями античного этикета были древние греки.
Эллинистические традиции культуры общения распространялись и на те государства, с которыми греки имели торговые связи.
Согласно правилам эллинистического этикета, послы не должны были прерывать речи тех, с кем говорили. Известна такая история. Однажды римский посол осмелился вмешаться в речь царя Филиппа Македонского. Рассерженный правитель замолчал, однако сдержал свой гнев и сказал послу: «Я тебя прощаю! Во-первых, по молодости, во-вторых, потому что ты очень красив, а в-третьих, потому что ты - римлянин!». Кстати, первые римские посланники в эллинистическом мире славились своей невоспитанностью и неумением вести беседу.
Согласно греческому этикету, распространившемуся но территориям современной Европы и Азии, во время ведения переговоров было не принято обвинять в чем-либо третьих лиц. Существовали и другие правила, которые не устарели и в настоящее время.
Правила ведения бесед, входящие в свод общих правил поведения, были известны с древних времен и на Руси, Так, в начале XII века появилось знаменитое «Поучение к детям»,, составленное великим киевским князем Владимиром Мономахом. «Поучение...» призывало детей князей и дружинников «при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речи, не мною смеяться».
Более обширными были правила ведения светских бесед, появившиеся при королевских дворах в Средневековье и последующие за ним эпохи. В 1713 году во Франции была опубликована книга «Искусство галантных бесед, или Как стать человеком с хорошими манерами». Эту книгу взяли на вооружение дамы и кавалеры и в других европейских странах. О ведении светских разговоров французский автор пишет так: «С дамой нужно начинать беседу умело. Самой обычной темой для разговора является погода: она либо хороша, либо плоха. Если дама с вами согласна и говорит «да», то начало разговору положено. Теперь нужно переходить к зиме, сказав о том, что можно было бы. покататься на коньках; после этого следует попросить даму оказать вам честь и разрешить прокатить ее на санях».
Очень важно правильно выбрать тему беседы, тон, в котором она будет протекать. Старинные книги, посвященные этикету, рекомендовали обсудить погоду, скачки, охоту'. В наше время существуют и иные темы для разговоров.
Не менее важна и «техника» ведения беседы, овладеть которой не так просто, как думают некоторые. Существует множество правил, и одно из них заключается в умении слушать. Порой люди, обладающие даром красиво говорить, совершенно не умеют слушать. А ведь одно из главных правил беседы — высказался сам, позволь сделать это другому.
В 1788 году в Германии барон фон Книгге издал книгу «О правилах ведения бесед». Примерно в это же время Екатерина II рекомендовала своим придворным правила, разработанные при дворе и получившие название «Эрмитажный устав». Согласно ему, споры надлежало вести без злословия, говорить следовало «умеренно и не очень громко, дабы у прочих, тамо находившихся, уши и голова не заболели». Было в уставе и такое требование: «Сор из избы не выносить, а что зайдет в одно ухо, то бы вышло в другое, нежели выступит из дверей». Звучит, на первый взгляд, несколько необычно, однако все эти правила не потеряли актуальности и в наше время.
Важно также знать, в какой момент стоит сказать слово, а когда лучше промолчать. Значение правильно построенной беседы трудно переоценить. Французский писатель Франсуа де Ларошфуко говорил: «Если сказать слово кстати — большое искусство, то кстати промолчать — искусство еще большее».
Тема беседы зависит от множества факторов, среди которых — характер встречи, уровень образованности и эрудированности собеседников, общность интересов. Понятно, что разговор в семейном кругу будет значительно отличаться от беседы влюбленных ил и от разговора в чисто дамском или чисто мужском обществе.
Если человек привык сидеть в четырех стенах и ограничиваться домашним общением, ему трудно поддерживать беседу, выходящую за рамки семейных тем. Однако и тот, кто считает, что разбирается во всем, и потому стремится высказаться на любую тему, вряд ли будет очень интересным собеседником. Понятно, что овладеть универсальными знаниями в области музыки, литературы, кино, искусства и т. д. невозможно, и поверхностность человека, спешащего высказаться на любую тему, будет замечена.
Источник: «Современная энциклопедия этикета», Г. В. Дятлева, С. А. Хворостухина, 2006