«Свет» состоит из людей, отличающихся своим умом, ученостью, каким-нибудь талантом, природными достоинствами или достоинствами, приобретенными посредством цивилизации, наконец, вежливостью и приличием.
Быть названным «светским человеком» значит получить похвалу. Знать светское обращение значит уметь пленять всеми родами прекрасных качеств: вежливостью, обходительностью, самообладанием, спокойствием, деликатностью, приветливостью, великодушием и тому подобным.
Если бы мы могли знать всю подноготную «света», если бы мы могли войти во все подробности сокровенной семейной жизни людей, принадлежащих к свету, узнать все их домашние тайны, заботы и мрачное беспокойство; если бы мы могли проникнуть сквозь эту блестящую, полированную скорлупу, представляющую на вид одно лишь удовольствие, веселье, блеск и великолепие, какая разница представилась бы нам между тем, что он есть на самом деле, и тем, чем он кажется.
Отец в разладе с детьми, муж враждует с женой, но эти семейные тайны от глаз света тщательно скрываются: и антипатия, и зависть, и роптания, и вечный разлад. Там дружба омрачается подозрением, личными интересами и прихотью; нежные клятвы и уверения в вечной любви и преданности кончаются ненавистью и изменой; огромные состояния теряют всю свою ценность через зависимость, которой они подвергаются.
Загляните в любой светский дом, и вы увидите людей различных состояний и разнообразнейших положений в свете. В числе их находятся и военные, и медики, и юристы, и богословы — словом, люди всех профессий, представители разных специальностей, наук и искусств. Все они собрались в один круг хороших знакомых, но как бы тесно ни были они соединены, все-таки они остаются чужды друг другу, между ними никогда не может быть полной солидарности во мнениях и взглядах, однако по наружному виду всегда будет казаться, что между всеми ними господствует полное единомыслие и солидарность во всем. Этого требует этикет, предписывая самообладание, полнейшую учтивость и уважение к мнению другого, хотя бы с этим мнением внутренне и нельзя было согласиться. Этикет не допускает ни споров, ни нетерпимости к чуждому мнению. Один, желая завязать разговор, смело поднимает вопрос о каком-либо предмете, другой собеседник, более застенчивый и выжидавший лишь случая, чтобы с ним заговорили, учтиво отвечает на заданный вопрос, не решаясь возражать, хотя внутренне и не согласен с мнением своего более смелого собеседника. Третий, тоже обладая смелостью, но не обладая знанием того предмета, о котором заговорили, начинает говорить, сам себя не понимая. Однако его никто не обрывает замечанием, что он говорит о том, чего не понимает. Четвертый, мнение которого о том же предмете вполне справедливо, или молчит, или вставляет свое замечание так скромно, вежливо и мягко, что никого не оскорбляет своим умственным превосходством, и разговор идет мирно, без споров, без волнений. Здесь никто не забывается, каждый знает свое место и положение в свете.
Свет не без основания составляет свое мнение о вашем достоинстве соответственно тому мнению, которое он имеет о ваших друзьях. Пословица говорит: «Скажите мне, с кем вы дружны, и я скажу, кто вы». Действительно, каждый человек становится до известной степени таким, каковы те, в кругу которых он вращается. Он принимает их взгляды, их манеры и даже образ мыслей. Поэтому очень важно, чтобы молодой человек, желающий усвоить привычки, осанку и манеры светского человека, посещал лишь хорошие общества. Все эти внешние качества он незаметно приобретает, вращаясь в приличном обществе и внимательно применяя качества и манеры лиц, составляющих это общество. Пусть только он как можно внимательнее присматривается к ним, и скоро он сравняется с ними. В светском обществе нет ничего такого, чего нельзя было бы приобрести при старании и внимательности.
Изучение правил и приемов, освященных обычаем и воспитанием, создает идеал светского человека, безукоризненного представителя этикета. Поэтому этикет есть не что иное, как знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить всеобщее одобрение и никаким из своих действий не оскорбить людской слабости.
Этот этикет соблюдается не только в обществе, в больших или малых собраниях, но и во всех случаях жизни благовоспитанный человек должен постоянно оставаться верен своим правилам.
Этикет не только не стесняет свободу человека, но внушенный ему с детских лет матерью, а потом воспитателями, так сильно прививается к нему, что делается для него потребностью на всю жизнь, облегчая отношения с людьми, сглаживая все могущие встретиться неприятные столкновения и давая душе спокойствие. Истинная благовоспитанность неразрывно связана с любовью к ближнему и полным отсутствием эгоизма.
Один из наиболее остроумных французских писателей Вовенарг так объясняет происхождение светского этикета: «Истинная вежливость проистекает из сердца. Быть вежливым не означает ли желание сделаться приятным своему ближнему, нередко вопреки собственным вкусам и привычкам? Поступая таким образом, не доказываем ли мы ему ясно, что его спокойствие и удовольствие дороже нам нашего собственного? Не обнаруживаем ли мы тем самым христианское чувство смирения и милосердия?».
Источник: «Правила вежливости и светского этикета», Москва, 2007