Одна деталь вызвала у Архитектора особое внимание - атланты. Напряженные тела мужчин и женщин, зверей и чудищ, их полузакрытые глаза с гримасами нечеловеческих страданий - все это теперь вызвало у него огромный интерес. Архитектор точно знал, что сама фигура не несет никакой строительной нагрузки, не добавляет зданию прочности - это делают стены и фундамент. И если во всех городах мира в один миг исчезнут атланты - ни одно сооружение не рухнет.
Размышления его не были тривиальны, как может показаться на первый взгляд. Ему не было чуждо чувство прекрасного, и он думал не о бесполезности этих мифических героев с технической точки зрения. Архитектор размышлял о другом. О том, что люди тоже очень похожи на атлантов. Мы так же становимся возле прочных колонн и сводов, представляя, что на нас лежит огромная тяжесть/ответственность, всем своим видом изображая нечеловеческие страдания. Вначале - это просто игра (дабы получить немного любви и внимания от родителей и сверстников). Но потом мы забываем, где она заканчивается и начинается реальность. И постепенно настолько уверуем в «тяжесть жизни», что невинная на первых порах забава превращается в настоящие мучения.
Человек становится атлантом, забывая, что за его спиной массивные своды, а страдания придуманы им самим. Что он играет в игру, которую сам когда-то выдумал. Где-то в глубине души у него есть слабое ощущение иллюзорности тех тягостей, которые сваливаются на его голову. Что за восприятием «мир так несправедлив ко мне» есть понимание того, что мир здесь ни при чем. Но привычка уже стала реальностью и так просто не отпускает. Люди идут по жизни с опущенными головами и одновременно с ощущением глупости и несправедливости окружающего мира, забывая при этом, что сами же построили его и продолжают возводить каждую минуту.
Сидя перед домом, фасад которого подпирали две массивные фигуры, Старый Архитектор вспоминал, как первый раз в детстве сыграл в эту игру. (Тогда это для чего-то было нужно и очень важно. Теперь уже и не припомнить, для чего и зачем.) И как потом она увлекла его. И как затем он стал мастером этой забавы. Играл долго и самозабвенно, со знанием дела, отдаваясь ей всей душой.
Сейчас он видел комичность всех этих игр. Сидя в сквере перед домом, понимал, что настоящий момент - один из самых главных в его жизни. Ведь в этом доме жили люди. Страдали и мучились. Ходили каждый день мимо атлантов, но так и не поняли главного. Того, что только что понял он сам.
Источник: Журнал «Sensa», №5, 2011 год