Учтивость, заключающаяся в известных правилах, общих для всех людей, может присутствовать даже при недостаточном воспитании.
Вот главные правила учтивости:
1. Снимать шляпу при поклонах, когда находимся в общей компании, в которой все прочие мужчины остаются почему-либо с открытой головой.
2. Отвечать на поклон.
3. Уступать дорогу дамам и старикам.
4. Становиться у камина так, чтобы не мешать греться другим.
5. Кресла уступать дамам и старикам, а самому довольствоваться стулом.
6. О чем бы вы ни рассуждали, не говорите с излишней горячностью и страстностью.
7. Избегать всякого рода неприличных слов и тривиальных выражений. Речь должна быть приличной, приветливой, с выбором деликатных выражений, но без аффектации и педантства.
8. Никогда не спрашивайте у дам и стариков, который им год.
9. Не забывайте французскую пословицу: «В доме повешенного не говорите о веревке». Эта пословица очень многозначительна.
10. Нельзя быть учтивым без снисходительности. Снисходительность есть начало учтивости. Поэтому не обращайте внимания на те маленькие слабости или упущения против принятых обычаев и светских приличий, которые иногда прорываются у некоторых людей. Предоставьте проповедникам, литераторам и судьям исправлять нравы.
11. Не говорите на иностранном языке в присутствии людей, которые не понимают этого языка.
12. Не говорите неуважительно о какой бы то ни было профессии, так, например, разговаривая с купцом, не браните торговли или, говоря с артистом, не отзывайтесь дурно о том искусстве, которому он себя посвятил, и так далее.
13. Всякий спор или возражение есть неодобрение чуждого мнения, следовательно, обнаруживать в разговоре это неодобрение надобно очень осторожно, чтобы не оскорбить самолюбия того, кого вы хотите оспаривать.
14. Умейте терпеливо выслушивать и такие мнения, с которыми вы, очевидно, не можете согласиться. Людей, говорящих хорошо, очень много. Очень редки люди, умеющие хорошо выслушивать.
15. Никому не говорите таких вещей и таким тоном, за которые потом придется извиняться.
Отсутствие учтивости, равно как и преувеличенная вежливость, считаются недостатками. Первое нас оскорбляет, второе нам тягостно, и если первое указывает на человека грубого, то второе может заставить предполагать в человеке напыщенность и неискренность.
Если человек родился с благородством, щедростью и добротой в душе, то он имеет право на общее уважение. Но чтоб быть человеком приятным, надобно еще прибавить учтивость к этим драгоценным дарам природы. Тогда люди не удовольствуются одним уважением; они будут любить вас.
Учтивость заставляет нас забывать самих себя для мысли, что мы должны угождать и нравиться другим. В тех случаях, когда мы из учтивости жертвуем нашими потребностями и мнениями в пользу потребностей и мнений наших знакомых, истинная учтивость состоит в том, чтобы мы нисколько не показывали уступчивости, а для этого надобно много искусства, осторожности и деликатности. Таким образом, мы заставляем человека угадывать наше внимание и степень его.
Учтивость доставляет нам еще драгоценную способность; опровергать мнения людей, не огорчая и не оскорбляя их, и покориться им без низости. Учтивость равно далека от глупой лести и грубой фамильярности.
Два последние недостатка противны приличию; а приличие, если говорить правду, есть первая кора добродетели. Не соблюдать правил приличия — ошибка очень серьезная. Часто самая ничтожная, поверхностная рана мучит нас больше и дольше, чем самые глубокие раны. Порядочный человек никогда не сбросит с себя необходимых законов приличия. Главнейшие из них состоят в сохранении искренности и откровенности в минуты, когда мы хотим выразить почтение и уважение нашим знакомым. Снисхождение должно сопровождать правду, но не должно уничтожать ее. Вы нарушите приличие, если окажете человеку больше уважения, чем он достоин. В этом случае ваша учтивость может показаться насмешкой. Вовсе неуместная учтивость всегда считается за оскорбление.
Трудно словами научить учтивости. Если вы будете учтивы только потому, что вам беспрестанно твердили о ней, то в вас все-таки окажется жесткость, несообразная с привычками порядочного человека. Ему необходима развязность и непринужденность в обращении. Когда человек говорит и действует по правилам, которые он заучил, или по образцу, которому он намерен подражать, может ли он действовать и говорить так грациозно и легко, как тот, кто следует неотразимому влечению сердца?
Хотите иметь в себе неистощимый источник учтивости? Умейте владеть своей душой. Образуйте ее так, чтобы она печально сжималась, когда вам придется огорчить кого бы то ни было. Так тело наше сжимается, когда ему наносят рану. Такое счастливое образование души будет в вас источником истинной учтивости. Если она будет двигателем всех ваших поступков, то обращение ваше с людьми будет приятно, естественно, чего нельзя приобрести никакими правилами, никаким учением. Между человеком учтивым по природе и человеком, который тщательно исполняет предписания приличия, существует огромная разница, как между русским, который от роду хорошо говорит по-русски, и немцем, который научился русскому языку по грамматике Греча. Немец едва может выпутаться из правил, не может говорить скоро, потому что его удерживают те самые правила, которые русскому служат дельным руководством и надежной подпорой.
Учтивость не есть добродетель ума. Основание ее в сердце. Посмотрите, учтивы ли вы? Говорит ли вам совесть, что вы обладаете невозмутимостью характера, склонностью тактично делать одолжения окружающим, и той ласковостью, без которой нет истинной учтивости?
Но этого еще мало: вы должны стараться нравиться другим, и для этого не нужно какого-нибудь особенного ума. Думайте, что вы должны быть приятны всем и каждому, и тотчас найдете средства к достижению этой цели.
Источник: «Правила вежливости и светского этикета», Москва, 2007