Последуйте некоторым советам, которые придумали в этой связи умные корпоративные психологи.
Прежде всего необходимо решить: где, кто и каким образом. Выбирая место проведения подобной вечеринки, помните, что экономия средств — вовсе не тот критерий, которым стоит руководствоваться. Но не следует впадать и в другую крайность и, пытаясь поразить нечеловеческой щедростью, приглашать всех, включая водителей, курьеров и пожилых уборщиц, в жутко дорогой ресторан с надменными официантами и десятком сверкающих столовых приборов по обе стороны тарелки. Можно с удивлением обнаружить, что половина приглашенных просто не пришла. И не потому, что они пожелали дружно выразить свое презрение и проигнорировать корпоративные традиции. Причины могут быть куда более банальными: людям просто неловко, они не знают, что надеть в такое шикарное место, теряются, когда официант все время торчит за спиной, и не подозревают, в какой руке принято держать щипчики для разделки омара.
У нас в фирмах больше принято отмечать после трудового дня прямо на рабочем месте. Кстати, на сегодняшний день многие рестораны и кафе уже предлагают выездное обслуживание: то есть вы сидите в офисе (после тяжелого рабочего дня), закинув ногу за ногу, а представители того или иного ресторана (кафе) любезно привозят прямо к вам любые деликатесы и фирменные блюда, вами заказанные.
Фуршет, организованный прямо в офисе, имеет свои преимущества: он требует от сотрудников минимального напряжения сил. Не надо бежать домой переодеваться, не надо ломать голову, с кем оставить детей, брать с собой супруга или нет. Ведь корпоративные праздники существуют не затем, чтобы всех до отвала накормить и напоить до бесчувствия, а чтобы показать, как мы друг друга взаимно уважаем.
Если вы все же решили устроить праздник вне офиса, остановитесь на каком-нибудь достаточно качественном и демократичном заведении с уютной, не обязывающей ко многому атмосферой и хорошей кухней. Несмотря на расхожее мнение о том, что на корпоративную вечеринку надо являться, предварительно хорошо покушав, лучше все рассчитать так, чтобы еды и выпивки на столах было в избытке и никто бы не ушел голодным. Что касается напитков, то тут соображения экономии тоже едва ли уместны. Дешевые напитки хоть и не нанесут ощутимого удара по вашему бюджету, зато в неудачной комбинации способны пагубно подействовать на некоторых сотрудников. Поэтому лучше пусть на вечеринке будет в достатке хорошего вина и крепкий алкоголь в умеренных количествах.
На корпоративной вечеринке практически никому не возбраняется появляться в старых джинсах, с кислым выражением лица и ядовитыми комментариями по любому поводу. Единственное исключение — босс.
Даже если у вас приступ вселенской тоски, вы обязаны веселиться и всем своим видом излучать доброжелательность. Кроме того, деловой этикет предписывает шефу (это касается вас, бизнес-леди) приходить на подобные мероприятия как минимум в коктейльном платье. Увидев вас посреди непринужденной обстановки в строгом деловом костюме, подчиненные могут решить, что вы относитесь к этому мероприятию как к тяжелой служебной необходимости, и почувствовать неуместность своих парадных костюмов и лаковых штиблет.
Следующая задача настоящего босса — задать празднеству нужный тон. Корпоративная вечеринка — это прекрасный повод дать людям возможность пообщаться между собой в спокойной обстановке. Но если вы затеяли нечто феерическое — вроде зажигательных танцев, пения под караоке и конкурсов на раздевание — имейте в виду, что вам как руководителю придется принимать участие во всей этой вакханалии. Причем в первых рядах. Всевозможные «отмазки» вроде «Нет, нет, спасибо, я лучше посмотрю, а вы уж сами в мешках попрыгайте», являются грубейшим нарушением этикета. При выборе культурной программы это обстоятельство надо учитывать.
Не стоит сидеть в углу с надменным выражением лица и стаканом свежевыжатого из сельдерея сока. Даже если вы по какой-то причине не расположены выпивать в этот вечер, бокал вина в руке совершенно необходим. Хотя бы для того, чтобы ваши сотрудники не стеснялись выпивать в вашем присутствии. Чем больше вы будете общаться со своими подчиненными, чем лучше. Элементарное проявление внимания со стороны высокого руководства может служить отличным стимулом. Если никто из них, кроме ваших ближайших замов, не приближается к вам на расстояние пушечного выстрела, это не потому, что вы тут никому не интересны, а потому, что они хорошо воспитаны и не хотят казаться навязчивыми. Поэтому не стесняйтесь подходить сами и завязывать беседу. Стараясь, разумеется, по возможности не путать имена.
И, наконец, если вас приглашают на танец, вы должны танцевать. Разумеется, если вы — президент компании, а не младшая помощница офис-менеджера. Она, кстати, имеет право отказать неприглянувшемуся кавалеру. А вы — нет.
После того как вы изобразили самого щедрого и обаятельного на свете босса, сплясали со всем мужским составом компании и выпили за здоровье всех вместе и каждого в отдельности, настало время наконец оставить сотрудников в покое. Деловой этикет строго предписывает руководителю покидать неформальное мероприятие первым. Более того, по правилам никто не может уйти с вечеринки, пока на ней присутствует шеф. Так что если вы замечаете, что в разгар веселья кое-кто беспокойно посматривает на часы, потому что ему надо, предположим, отпустить няню, самое время начать потихоньку собираться. Ваше исчезновение должно быть по возможности незаметным. После вас должны так же тихо удалиться ваши замы и вообще все, кто имеет отношение к руководству. Оставшиеся смогут наконец почувствовать себя непринужденно, а вы, если у вас есть такое желание, — продолжить вечер в другом месте.
И самое главное: на корпоративное мероприятие должны быть приглашены все сотрудники. Без исключения. Даже если это чинная рождественская вечеринка, куда вы пригласили своих партнеров и прочих именитых гостей. Но если она все же называется «корпоративной», там должны быть все, кто на вас работает, — от генерального директора до самого последнего клерка. Нет ничего хуже для руководителя, чем дать понять сотрудникам, что он их стыдится.
Источник: «Как стать стервой». Авт.-сост. Т. И. Ревяко, 2005