В первую половину XX в. мода занималась преимущественно женщиной. Продолжалась демократизация моды. Этому помогало бурное развитие швейной промышленности: появляется готовая одежда промышленного пошива. Открытия в области химии позволяют выпускать дешевые искусственные ткани взамен натуральных. Дорогие украшения заменяются эффектными подделками.
Коко Шанель создает свои практичные блузки, юбки, костюмы, которые практически не выходят из моды. И, хотя различие в стоимости одежды сохранилось, трудно стало по внешнему виду определить положение женщины на социальной лестнице.
В 20-е гг. модные журналы проповедуют унифицирование мужской и женской одежды, но в пропаганде моды с ними вступает в конкуренцию гегемон нового искусства — кино. Грета Гарбо распространяет моду на широкие блузы с низкой талией, узкие, обтягивающие бедра юбки. Марлен Дитрих первая вводит в моду брюки и свой знаменитый берет, Кэтрин Хепберн — различные типы спортивной одежды.
Благодаря успеху кино, Америка занимает ведущие позиции в моде наряду с Францией, Италией, Англией. Американская мода была удобной и практичной, она первой предложила свитера, сандалии и платья-рубашки.
В 30-е гг. возвращается забытая женственность — мягкая линия плеча, тонкая талия, удлиненная юбка. Волосы теперь носят чуть длиннее, укладывая волнами близко к голове; в моду входят шляпы. Женщина опять научилась ценить и демонстрировать свое тело.
В1935-1936 гг. появляется одежда военной направленности — с рукавами реглан, расширенными плечами, при этом бедра зрительно казались более узкими. Но наряду с этим стилем в Европе появляется и романтический: стали носить шапочки, муфты, горжетки из меха чернобурой лисы.
В конце 30-х гг. к европейской большой моде приблизилась, наконец, реальная жизнь, — в России же это произошло гораздо раньше, сразу после Октябрьской революции. Равноправие женщин определило иной уклад их жизни. До 30-х гг. говорить о моде как таковой нет смысла: Россия находилась в экономическом упадке и каждый выживал как мог.
В начале 30-х гг. в стране ведутся дискуссии на тему создания массового производства модной одежды. Мода теперь должна была отражать массовый вкус, массовый запрос, массовое явление и постепенно размывать сословные границы, веками существовавшие в истории костюма. Вот что писали о моде И. Ильф и Е. Петров в 1934 г. в фельетоне «Директивная бабочка»: «На весь Советский Союз есть два бездарных фасона пальто, три тусклых фасона мужских костюмов, четыре пугающих фасона женского платья. Шьются только эти фасоны, и уйти от них некуда. Все мужчины, все женщины вынуждены одеваться по этой единообразной моде»
В этом же году на базе треста «Мосбелье» был создан первый в стране Московский Дом Моделей одежды. При Доме Моделей было открыто ателье индивидуального пошива, которое пользовалось большим спросом.
Советские журналы мод 30-х гг. показывают, что в нашей моде присутствует влияние международной моды: они предлагают модели различного вида костюмов, меховые накидки и очаровательные маленькие шляпки. Длина одежды останавливается на уровне, закрывающем колени.
В наступивших 40-х гг. шинель и ватник стали основным видом швейных изделий на фабриках страны.
Но все же мода не умерла, основные тенденции, сложившиеся в 30-х гг., проявились в костюмах военного времени. Это затянутая талия, прямая линия плеч, приведшая к необходимости применения подплечников.
В послевоенные годы в моде часто стали использовать элементы, характерные для народного творчества. За этим скрывались и мотивы политического характера: существование диктаторского режима поставило большие и особенно малые народы в положение обезличивания, отсюда и стремление подчеркнуть свою национальную принадлежность.
Со снятием «железного занавеса» в Россию хлынули зарубежные фильмы, и мгновенно по улицам пошли девочки с прическами кинозвезд Бриджитт Бардо, Одри Хепберн, Марины Влади, мальчики надели брючки-дудочки, отрастили волосы и получили прозвище «стиляги». С этим пытались бороться, но моду уже было не удержать.
Конечно, время, когда молодежь подражала кинозвездам, прошло; но наступило время звезд эстрады — и от их вкуса зависит теперь молодежная мода.
Сегодня демократизация жизни перевернула категорическое отношение к моде. Она представляет нам полную свободу самовыражения. Однако, оценить моду 20 в. в полной мере специалисты смогут только много лет спустя.
Источник: «Энциклопедия моды», Р. П. Андреева, 1997