Исторические условия развития России в допетровский период прямо влияли на формирование русского костюма. До 13 в. мода подчинялась византийскому влиянию, затем восточному, так как сношения с Ордой убедили русских в большей целесообразности татарского костюма, и восточный парчовый, богато расшитый кафтан с узкими рукавами заменил среди вельмож и царедворцев византийскую одежду. Оказал влияние на русскую одежду и суровый климат: появились закрытые теплые одежды, часто на меху. В 1675 г. русский царь Алексей Михайлович строго приказывал: «Чтобы иноземных немецких и иных извычаев не перенимали, волосов на голове не постригали, тако ж платья, кафтанов и шапок с иноземных образцов не носили, и людям своим потому ж носить не велели. А учнет кто волосы подстригать и платье носить иноземного образца, или такое же платье объявится на людях их, и тем от Великого Государя быть в опале, и из высших чинов написаны будут в низшие». По праздникам предписывалось носить золото, бархат, мишуру.
В 1682 г. на престол взошел Петр I, и в 1701 г. издал указ, в котором говорилось, что всем, кроме духовенства, следует «носить платье немецкое, верхнее саксонское и французское, а исподне камзолы, штаны, сапоги, башмаки и шапки немецкие, и ездить в немецких седлах... Русские одежды никому не носить, изготовлять и продавать. С пеших, одетых по старинке, брать у ворот города по 15 алтын по 2 денги, с конных по 2 рубля с человека». В праздники следовало носить «кафтаны верхние суконные французские, а под ними камзолы золотные».
Но в связи с войной со Швецией государству требовались большие деньги, и поэтому в 1717 г. выходит указ, запрещающий шить «золотную одежду». Разрешалось только донашивать старую.
Впоследствии одежда на Руси стала следовать образцам Запада, и долгое время не только в модных платьях, но и в обмундировании войск мы брали за образцы западные покрои.
Собрания при дворе Екатерины не уступали версальским празднествам. Вот что пишет английский путешественник и историк У. Кокс осенью 1778 г.: «Богатство и пышность русского двора превосходит самые вычурные описания. Следы древнего, азиатского великолепия смешивались с европейской утонченностью... Из различных предметов роскоши, отличавших русскую знать, ничто так не поражает нас, иностранцев, как обилие драгоценных камней, блестевших на различных частях их костюма... Многие из вельмож почти усыпаны бриллиантами...»
И Елизавета, и Екатерина неоднократно издавали указы, ограничивающие расточительность знати. Екатерина II даже ввела при дворе ношение «русского платья», и в своих костюмах использовала кокошник с фатой, свободный покрой одежды, широкие откидные рукава. На многие годы сохранился придворный парадный туалет в русском стиле: платье несколько напоминало сарафан, но сшит он был из великолепных тканей и был дополнен богато украшенным кокошником.
В конце 18 в. в русской моде появляется влияние античной. Один из современников писал: «...И они из русских Матрён перешли в римские матроны».
В последующие годы в России высшее общество следовало французским v английским модам, часто выписывая костюмы из-за границы.
Источник: «Энциклопедия моды», Р. П. Андреева, 1997