
Фигуральные аспекты поп-арта в платье от Ив Сен-Лоран (1965) »
В 1965 г Ив Сен-Лоран произвел настоящую сенсацию, перенеся в мир моды графические работы Мондриана. В следующем году он обратился к фигуральным аспектам поп-арта на темном фоне длинных, ниспадающих платьев выступают увеличенные фрагменты женской фигуры, словно выполненные в технике кьяроскуро.
Поп-арт, бросающий эстетический вызов традициям европейского искусства и прославляющий американскую индустриальную культуру, возник в конце 1950-х. Название для нового стиля придумали британский художник Ричард Гамильтон и художественный критик Лоуренс Эллоуэй. В 1957 году они выпустили манифест, в котором утверждали, что новое искусство должно быть «популярным, переходным, дешевым, массовым, молодежным, остроумным, сексуальным, разнообразным». Прославление культурных явлений-однодневок, культ знаменитостей и активное использование языка дизайна, в том числе постеров, рисунков на упаковках и фотографий из прессы, создали живую, динамичную систему образов, которая по-прежнему вдохновляет модных дизайнеров.
К богатому творческому наследию Энди Уорхола, самого знаменитого представителя поп-арта и суперзвезды нью-йоркской художественной и социальной сцены шестидесятых годов, до сих пор регулярно обращаются дизайнеры всего мира. В их число входит создатель эталонного французского стиля Жан-Шарль де Кастельбажак. В 2009 году, пародируя собственные репродукции Уорхола и его портреты в технике шелкографии американских икон Джеки Кеннеди и Мэрилин Монро, Кастельбажак поместил портрет художника на мини-платье, дополнив его выбеленным париком из сахарной ваты в стиле самого Уорхола. Чтобы передать портретные черты Уорхола, Кастельбажак воспользовался адаптацией тангирной сетки, выполненной поп-художником Ричардом Гамильтоном. Этот способ печати появился в 1879 году и был назван в честь Бенджамина Генри Дэя (англ. Ben-Day), иллюстратора и типографа. Ричард Гамильтон использовал графическую текстуру во многих своих живописных и скульптурных работах, произвольно увеличивая систематически расположенные точки.
В 1991 году Джанни Версаче соединил чувственные формы с отсылками к поп-культуре. Прославившийся красочной декадентской эстетикой, итальянский дизайнер представил в коллекции 1991 года длинное облегающее вечернее платье из усыпанной стразами ткани с набивными портретами голливудской секс-бомбы Мэрилин Монро и звезды экрана Джеймса Дина.
В наши дни после периода минимализма и сдержанных отношений между искусством и модой снова возникает плодотворный союз. Графические трафаретные оттиски портретов в стиле Уорхола, работы Габриэля и других иллюстраторов представлены в коллекции знаменитого итальянского дизайнера Миуччи Прада (весна-лето 2014).
![]() Расшитая блестками туника супергероини (JCDC, 2014) » Жан-Шарль де Кастельбажак создает образ, пронизанный ироничными отсылками к поп-культуре. В его весенне-летней коллекции 2014 г появились образы сувенирной продукции, посвященной героям комиксов, от Микки-Мауса до Супергерл. Расшитая блестками туника детально воспроизводит костюм супергероини. | ![]() Знаковые женские образы в платье Миуччи Прада (весна-лето 2014) » Взяв за основу знаменитого уорхоловского Че Гевару, Миучча Прада интерпретировала знаковые женские образы XX в в стиле настенной живописи (муралес) Латинской Америки. Весенне-летнюю коллекцию 2014 года украшают женские портреты, неуловимо напоминающие Патти Херст и Анджелу Дэвис. | ![]() Поп-образы Уорхола в коллекции Джанни Версаче (1991) » В 1991 г, в зените своей славы, Джанни Версаче в порыве гениального вдохновения возвел понятие знаменитости в превосходную степень: он вывел на подиум четырех самых известных супермоделей, одетых в поп-образы, заимствованные из арсенала Уорхола. Платье сверху донизу покрытое портретами кумиров пятидесятых демонстрировала Линда Евангелиста. |
Источник: «100 платьев, изменивших мир», Марни Фогг, 2014