В первом случае художественное произведение стоит на первом месте, и остальная обстановка приносится ему в жертву. Во втором оно есть только случайный аксессуар обстановки.
Следовательно, снабжая нашу комнату картинами, бронзовыми или фарфоровыми вещами, так называемыми предметами роскоши, мы должны заранее решить, желаем ли обратить на них особенное внимание посетителя или только заставить ими случайные пустые места в комнате.
Рама есть только одежда картины, но в то же время она есть и необходимая принадлежность, полная значения. По совершенно законной аналогии мы .можем желать, чтобы характер рамы соответствовал свойствам изображения, как род одежды соответствует возрасту и положению человека. Этого требует так называемый закон полноты эстетического впечатления. Как бы ни было у человека мало художественного чутья, но он инстинктивно найдет неподходящей игриво отделанную и разукрашенную раму к трагическому или мрачному сюжету' изображения, или, наоборот, широкая траурная рама ослабит в нем веселое впечатление игривого сюжета.
Следовательно, если мы придаем нашей картине значение, заслуживающего внимания художественного произведения, мы должны позаботиться о том, чтобы ее рама не портила основных достоинств произведения. Мы должны придать картине надлежащий фон, от которого она могла бы выиграть. Мы окажем плохую услугу картине, если повесим ее в ярко-золоченой раме на обширном светлом фоне белых обоев, в комнате полной рассеянного света. Чтобы обратить на себя внимание, картина должна быть освещена более, чем окружающий ее фон. Поэтому все картины и другие стенные украшения выигрывают от помещения на обоях темного фона.
Золоченая рама по закону взаимного дополнения цветов выигрывает на обоях, в которых есть фиолетовые краски, а черная рама — на обоях красного цвета. Впрочем, совершенно черные рамы вообще некрасивы, а на светлом фоне в особенности. Они лишь выигрывают, если немного оживлены хотя бы узкой позолоченной полоской.
Сюжет картины очень влияет на характер комнаты. Никто не повесит сцену убийства в веселый дамский будуар или портрет строгого генерала в столовой.
К картинам всего ближе стоят изваяния и статуи из бронзы, алебастра или мрамора. Их сюжет должен также гармонировать с общим характером обстановки комнаты.
Бронзовые комнатные часы, сделавшиеся обычным украшением гостиных, вовсе не представляют собой эстетической необходимости уже по одному тому, что часы постоянно напоминают нам о нашем ежеминутном приближении к вечности. Их не следует помещать так, чтобы они бросались в глаза.
Другие бронзовые украшения комнат — люстры, канделябры или бра. Первое достоинство этих вещей — вид солидности и устойчивости, так что все старания придать бронзовым вещам воздушный и легкий вид не вяжутся с нашим коренным представлением о тяжеловесности металла и производят фальшивое впечатление. Что, например, может говорить нашему чувству бра, люстры или канделябры в виде ветки цветка, держащей огромный, матовый шар или тяжелую свечу. Невольно приходит на ум, как было бы бессмысленно надеть такой колпак на настоящую ветку в надежде, что она не согнется и шар на ней уцелеет. Кто привык анализировать свои впечатления, тот поймет, что это не отвлеченные тонкости капризного вкуса. В бронзовых подсвечниках первое условие красоты наружный вид устойчивости. Поэтому у лучших мастеров этих предметов установилось непременное правило, требующее, чтобы ширина основания подсвечника никогда не относилась к высоте его ниже как 4:7, то есть основание должно быть почти вдвое короче высоты. Отступление от этих цифр, хотя и не сделает канделябра в действительности неустойчивым, но придаст ему дурной вид, следовательно, испортит впечатление самой художественной работы.
Форма и рисунок бронзовых изделий бывают очень различны. Из них более всего противоречат требованиям хорошего вкуса человеческие фигуры. Отвратительно видеть свечу, втолкнутую в разверстый череп. Если же этого и нет, то ощущение в руке холодных человеческих форм может произвести не всегда желаемое впечатление.
Но и вообще скульптура в бронзе есть нарушение закона о невмешательстве одного искусства в другое. Совсем иное дело золотые вещи, где мастер делает только тщательную копию с форм, предварительно созданных скульптором из глины.
Фарфоровые и фаянсовые вазы очень распространены как комнатные украшения.
Вазы бывают греческие, этрусские, китайские и японские.
Греческие вазы преследуют строгую чистоту формы. Если на них и встречаются рисунки людей и животных, то ни в каком случае не выступающие на поверхности вазы, а находящиеся или в одной плоскости, или несколько вдающиеся внутрь.
Этрусские вазы, напротив, отличаются рельефными украшениями.
Красота японских и китайских ваз заключается в прекрасных качествах материала и яркости красок экзотического рисунка.
Современное искусство предъявляет вазам особые требования. Каковы бы ни были украшения вазы, они никогда не должны скрадывать основной формы сосуда, а напротив, по возможности, резче оттенять ее. Сверх того, наружный вид устойчивости есть другое, важнейшее условие красоты ваз. В последнем отношении в выделке ваз наблюдается закон, сходный с тем, на который указывали, говоря о бронзовых подсвечниках. Закон этот требует, чтобы диаметр основания вазы был не меньше среднего диаметра, взятого из всех выступов вазы. Если ширина в самом широком месте вазы, положим, два вершка, а в самом узком полвершка, то ширина основания должна быть не менее 2 + ½ = 1 ¼ вершка.
Живопись на вазах, хотя она на некоторых отдельных экземплярах обнаруживает потраченный труд и талант, уже потому неблагодарное дело, что не в силах победить физическую невозможность соблюдения плана и перспективы на сферических поверхностях. Она может здесь брать, как на японских вазах, только яркостью красок и экзотичностью рисунка.
Все сказанное о бронзе и вазах относится также и к лампам, так как они приготовляются или из металла, или из фарфора и подчиняются одинаковым требованиям с другими предметами, сделанными из этих материалов.
Источник: «Правила вежливости и светского этикета», Москва, 2007