Сижу, допустим, на важном совещании. И вдруг он напоминает о себе (которая по счету!) чашка кофе. «Голубчик, сейчас не время», - упрашиваю его. Он терпелив и настойчив, как истинно любящее существо. Ведь он - это я, а я - это он. Выходит, одно целое. Организм об этом помнит всегда, а я (как, впрочем, и многие другие) - от случая к случаю. Свои потребности мы понимаем и принимаем «кусочно», фрагментами, не вникая в общее состояние. Связь теряется. Как радио в непогоду, когда волна шипит, а то и вовсе пропадает звук.
Вот я прикорнула в кресле, положив руку под голову. Задумалась. Все застилает одна грандиозная мечта или душевное переживание. А на уровне тела тем временем в местах пережатия нервы перестают пропускать импульсы, перекрыт доступ крови. Конечность затекает, немеет. Сотни «иголочек» впиваются в руку, возвращая к действительности. Поднимаю голову. Все это время я ощущала нарастающее беспокойство, но... не отдавала себе в этом отчета. Почему?
Всепобеждающий эффект
Мы бьемся над созданием идеальной «картинки» нередко в ущерб себе. Взять, к примеру, физиологию. Не устаем пытаться подчинить ее себе. Одних только диет - без числа. Кажется, что справились, укротили законы природы. Но к счастью, ее механизм прочнее, чем, скажем, у часов. Кто-то стыдится прошлогоднего свитера в катышках и кутается в легкую (новую!) шаль. Другие ни за что не станут есть яблоко в червоточинках, если рядом лежат отборные, пусть и химические. Мы стесняемся естественных потребностей (есть, пить, согреться), если они выставляют нас в невыгодном свете.
Отрезвление приходит в тот момент, когда понимаем, что ни один восхищенный взгляд не стоит битвы, не говоря уже о войне... с собой. Я это хорошо усвоила, потому что долгое время боролась с собой - в основном пассивно. Если позволите, расскажу подробнее.
Отражение в зеркале
В очередной раз осмотрев себя с ног до головы, констатировала: природа на мне отдохнула. Отесала грубо, обделила изгибами, взглянула на черновой вариант - да так и оставила. Мне пришлось отдуваться за нее. Путем тренировок добилась некоторой сухощавости, но продолжала выглядеть топорно. В танцевальную студию меня привело желание не столько обучиться основным па, сколько овладеть своим телом, найти подход к нему - такому своенравному, непокорному. Всплеск эйфории, боль неподдающихся связок, стоны усталых мышц и чувство гордости... Приходилось перебарывать себя, но в отличие от каблуков и диет, это сражение с собой доставляло мне удовольствие.
Талия, бедра, плечи стали постепенно раскрываться, освобождаться, изменять привычным траекториям. Они как будто проснулись, расцвели, ожили!
Мысль и всего-то?
Прошло время. Мы с телом сроднились и начали общаться. Правда, до некоторых пор основной темой наших бесед были разного рода тренировки. Многие другие вопросы даже не поднимались. В частности, почему при достаточно активном теперь уже образе жизни меня беспокоят боли - головные и в районе шеи. С этой «задачкой» я отправилась к физиотерапевту, практикующему метод Фельденкрайса. Теория такова: если предположить, что движения, мысли и эмоциональные состояния «переплетены» в один клубок, чтобы размотать его, достаточно найти свободный кончик, потянуть за него и бежать, куда показывает нить. Так можно выйти на страх, опасения и другие ограничители, которые сковывают тело изнутри. Собственно, организму давно известны ответы, остается лишь донести их до сознания.
Врач легко наклонял меня то так, то эдак. В ответ тело протестовало: вздрагивало и заходилось судорогой, сотрясалось от смеха и плача, произвольно сокращались мышцы. Врач направлял, задавал наводящие вопросы, попутно объясняя, что клетки обладают феноменальной памятью. Оседая в определенной области (в моем случае это плечи и шея), боль душевная принимает физическую форму.
Во время одного из сеансов терапевт положил свои ладони чуть ниже моего затылка и начал мягко, едва заметно, перебирать пальцами. Шея подернулась. Свои ощущения в тот момент я описала бы как неопределенность. Расслабиться невозможно. Вот так и в жизни я всегда настороже. Как животное, которого повсюду могут подстерегать хищники. Даже рефлекс: чуть что, вскидывать голову, оборачиваться - откуда опасность? Интересно, у лани от постоянного напряжения тоже затекает и болит шея? У меня - да. Плечи наливаются тяжестью, будто от изнурительного труда.
После сеансов физиотерапевта я стала сознательно относиться к обстановке в теле и вокруг. Убеждаю себя, что бояться нечего, заставляю опустить плечи, распрямить спину, расслабить шею. И чем безмятежнее становлюсь, тем реже меня беспокоят «проблемные» зоны.
Продолжение следует
Далее по курсу была «Телесная техника» (Body Technique) - реабилитационная программа на основе фитнеса и пилатеса. И снова коснулись моих «свинцовых» плеч. Инструктор резюмировала, что они отдуваются за мышцы пресса, так как те бездействуют. На занятиях меня научили каждое упражнение, даже с виду незначительное, выполнять вдумчиво. Посвящать всю себя телесным ощущениям, в частности, состоянию пресса. Я старалась так усердно, что едва ли не перевоплотилась в одну сплошную мышцу. Она вытеснила мысли и тревоги. В этом очищенном внутреннем пространстве я слушала себя. Моя осанка преобразилась, вздохнули свободнее плечи, отпустила давящая изнутри пружина.
Набирая на клавиатуре этот текст, я не горблюсь. Держаться ровно на танцах -это одно, но не сутулиться, когда работает мысль, - совсем другое. Прогресс, что не говорите...
Моя работа над собой продолжается, но основной вывод я уже сделала. Наше счастье и успех строятся на здоровье и согласии с собой. Все остальное переменчиво. Это истина, но пока она не ведет нас по жизни - ничего не меняется. Нужно допустить, что возможно общаться с собой и спрашивать: «Как поживаете?» - не только у близких, но и у самой близкой, себя. И быть готовой услышать ответ.
Источник: Журнал «Sensa», №2, 2011 год